Классный час «Моя семья»
Цель: воспитывать ласковое и чуткое отношение к самым близким людям (своей семье); чувство семейной сплоченности (на основе представлений о семье, ее составе, истории, взаимоотношениях).
Ход занятия
Учитель: Тема нашего классного часа сегодня — «Моя семья».
— А что такое семья? Это люди, связанные чувством и ответственностью друг за друга. Это люди, связанные кровными узами, живущие вместе.
А зачем создается семья?
— Как вы понимаете, что значит отвечать в семье друг за друга?
Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение В. Степанова «Наша дружная семья».
Маму очень я люблю.
Папу тоже я люблю.
Мама мне печет коврижки,
Папа мне читает книжки.
Папа, мамочка и я -
Наша дружная семья.
Я и бабушку люблю,
Я и дедушку люблю,
Я всегда им помогаю,
Пол мету и пыль стираю.
Мама, папа, дед и я,
Да и бабушка моя -
Наша дружная семья.
И сестренку я люблю,
И братишку я люблю.
С братом плаваем, ныряем,
А с сестрой в снежки играем.
Мама, папа, дед и я,
Баба, брат, сестра моя-
Наша дружная семья.
Учитель:
— Ребята, а вашу семью можно назвать дружной? Почему?
Я думаю, каждый из вас гордится своей семьей и сейчас с удовольствием расскажет нам о ней.
Дети: (по очереди выходят к доске, где демонстрируется слайд с фотографией своей семьи, и рассказывают классу о членах семьи).
Рассказы ребят дополняются вопросами учителя и одноклассников:
— Какие традиции существуют в вашей семье?
— Фирменное блюдо вашей семьи?
— Любимый вид отдыха вашей семьи?
Поиграем в игру
Салки «Мартышки». Играют, как и в обычные салки, но игра усложняется и оживляется тем, что водящий, как мартышка, подражает тому, кого преследует в ходе игры. Преследуемый может неожиданно поскакать на одной ножке, присесть на корточки, пойти гусиным шагом, остановиться, приплясывая,— водящий обязан точно повторять все его движения. Преследуемый в это время использует полученное преимущество и отбегает дальше, чтобы не быть осаленным.
После игры учитель пишет на доске крупными печатными буквами слово «СЕМЬЯ» и предлагает детям внимательно всмотреться в это слово.
Учитель:
Что интересного вы в нем видите? (Это слово можно прочесть, как СЕМЬ «Я».)
— Как вы думаете, это случайное совпадение?
Я думаю, что это не случайно. Неважно, семь или три «Я» в слове «семья». Важно, что все вместе. Каждая семья, большая или маленькая, не похожа на другую. Каждая семья интересна по-своему, у каждой семьи — своя история.
Творческое задание «Генеалогическое дерево семьи».
Учитель поясняет, что генеалогическое дерево — это родословная
Задание: нарисовать генеалогическое дерево своей семьи (на нижних ветвях дерева нужно записать свое имя, чуть выше — имена родителей, затем имена бабушек и дедушек и т.д.). Чье генеалогическое дерево окажется наиболее подробным, тот становится победителем и получает медаль «Знаток истории своей семьи».
Учитель:
Ребята, а знаете ли вы историю знакомства своих родителей?
Дети: (отвечают).
Учитель:
Конечно, грустно, если в семье иногда оказывается только мама или только папа. Вы уже достаточно большие и знаете, что такое бывает. Но и в этих семьях ваши мамы и папы когда-то встретились. Если вы не знаете, как познакомились ваши родители, обязательно расспросите их об этом.
И наверняка ваши родители ходили вместе на дискотеку. Давайте им напомним как это происходило с помощью одного оригинального конкурса.
Приглашение с коробкой конфет. Учитель ставит на середину зала стул, на который садится девочка. В руках у нее коробка конфет.
Затем включается танцевальная музыка и учитель говорит: «На этот танец обычная форма приглашения отменяется. Приглашать можно только того, кто сидит на этом стуле. Сейчас на нем сидит девочка, приглашать ее будут два мальчика, с одним из них она пойдет танцевать, а другому отдаст конфеты, и он займет ее место на стуле. Приглашать мальчика пойдут две девочки, и опять повторится то же самое: с одной он пойдет отдаст конфеты, и она сядет на стул, ожидая приглашения. Тот, кто окажется сидящим на стуле в момент окончания танца, получает эту коробку конфет в качестве приза».
Игра «Собери пословицу»
Из отдельных слов необходимо собрать пословицу, объяснить ее значение.
Пословицы:
Вся семья вместе, и душа на месте.
На что и клад, когда в семье лад.
Согласную семью и горе не берет.
Не будет добра, коли в семье вражда.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
В семье разлад, так и дому не рад,
Семья в куче — не страшна и туча.
Семья без детей что цветок без запаха.
Учитель: Были ли вы когда-нибудь всей семьёй на каких-либо аттракционах?
Вспомним, как это было с помощью одной игры.
Карусель. Играющие становятся в круг. На земле лежит веревка, образующая кольцо (концы веревки связаны). Ребята поднимают ее с земли и, держась за нее правой (или левой) рукой, ходят по кругу со словами:
Еле-еле, еле-еле
завертелись карусели.
А потом кругом-кругом
Все бегом-бегом-бегом!
Играющие сначала двигаются медленно, а после слов «бегом-бегом» бегут; по команде руководителя они быстро берут веревку другой рукой и бегут в противоположную сторону.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра!
Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие кладут веревку на землю и разбегаются по площадке. По хлопку они вновь спешат сесть на карусель, т. е. взяться рукой за веревку, и игра возобновляется.
Занимать места на карусели можно только до третьего хлопка. Опоздавший на карусели не катается.
Учитель: Ребята, а вы представляете, как волновались ваши родители, когда выбирали вам имена? Они вложили в них всю свою любовь и большие надежды. Поэтому назвали вас:
Артём - безупречно здоровый
Диана — богиня охоты
Евгений — благородный
Ксения — гостеприимная
Прохор — начальник, руководитель хора
Сабрина — надежда
А хорошие ли вы сыновья и дочери?
Давайте это проверим и покажем вашим родителям как вы умеете читать стихи.
Если был бы я девчонкой...
Карпухин. Если был бы я девчонкой,—
Я бы время не терял!
Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки постирал!
Сурин. Я бы вымыл в кухне пол,
Я бы в комнате подмел.
Перемыл бы чашки, ложки,
Сам начистил бы картошки,
Все свои игрушки сам
Я б расставил по местам!
Федин. Отчего ж я не девчонка?
Я бы маме так помог!
Мама сразу бы сказала:
Молодчина ты, сынок!
(Э.Успенский)
Учитель. Какой он – настоящий сын? Он — вежлив, говорит ласковые слова маме, папе, бабушке и другим близким: мамочка, бабуля и др.; помогает своим близким по дому; уважает их труд и т.п.).
Верховых Мама спит, она устала,
Ну и я играть не стала...
Я волчок не завожу,
Я уселась и сижу.
Иногамова Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой,
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
Терехова И сказала я лучу:
— Я тоже двигаться хочу.
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
(Е.Благинина)
Детям предлагается послушать еще одно стихотворение и ответить на вопросы: понравилась ли им девочка, о которой рассказывается? Почему?
Вот уже четыре дня
Жар и кашель у меня.
Мама так со мной устала,
Улыбаться перестала.
Не себя сейчас жалею,
Хоть опять огнем горю.
“Извини, что я болею”, —
Маме тихо говорю.
(Г. Глушнев.)
— Эта девочка хорошая дочь? — спрашивает учитель.
— Если хорошая, то почему? (Не капризничает, благодарна маме за то, что она о ней заботится, и др.)
“Хорошая дочь” может сделать для себя и своей семьи много дел. Попробуем их назвать:
поддерживает порядок в своей комнате (убирает на место одежду, игрушки и т.п.);
помогает маме; встречает маму с работы, интересуется ее здоровьем, настроением ты себя, мамочка, чувствуешь?”, “У тебя все хорошо?” и др.);рассказывает маме о своих делах в школе; всегда помнит о своих близких (братьях, сестрах, бабушках, дедушках и др.). «Хорошая дочь» не будет огорчать маму плохими отношениями со своими родными и т.п.
Зеркало
Ребята стоят на своих местах и выполняют те движения, которые им показывает взрослый, четко копируя их. Учитель играет роль зеркала, в которое смотрят учащиеся. Они должны:
-
замереть на месте;
-
повернуться вправо, влево;
-
постоять на пальчиках;
-
постоять на пальчиках с закрытыми глазами;
-
постоять на пальчиках и поморгать глазами;
-
покивать головой, как будто соглашаются или не соглашаются с чем-то;
-
постоять, попеременно поднимая над головой левую и правую руку с разомкнутыми пальцами;
-
постоять, обнимая себя за шею то левой, то правой рукой.
Коммуникативная игра «Поход»
Учитель:
— Ребята, вы когда-нибудь ходили в поход со своей семьей? Когда и где это было?
Дети: (отвечают).
Учитель:
Давайте сейчас с вами отправимся в поход. (Учащиеся садятся по кругу). Вот здесь (учитель показывает на середину круга) лежит рюкзак, который нам нужно собрать для похода. Каждый по очереди положит в него что-то нужное.
Сделать это нужно без слов, невербально. Все мы должны внимательно следить за тем, что кладет в рюкзак каждый из нас, и не повторяться.
После того, как каждый «положил» что-то в рюкзак, учитель обращается к ребятам: «Что положил в наш рюкзак ..., называя имя того или иного учащегося.
Учитель предлагает ребятам послушать замечательное стихотворение и вдуматься в его смысл; рассказать, на что хотел обратить наше внимание поэт.
На земле всего дороже,
Коль имеешь про запас,
То окно, куда ты сможешь
Постучаться в некий час.
(А. Твардовский.)
После рассуждений детей учитель обобщает: «В некий час» — это значит в любое время. Когда радость и беда — с тобой вместе порадуются твои близкие, твоя семья, тебе всегда помогут, посочувствуют. И, когда вы подрастете, уедете из своего дома на учебу (создадите собственную семью), всегда таким окном, куда вы в любую минуту можете постучать, будет ваша семья (мать, отец, брат, сестра, дедушка, бабушка), как говорят «отчий дом».
Учитель рассказывает детям о том, что та семья хороша, где ее члены живут в мире и согласии, но этому надо учиться, как советовал отец своим сыновьям в сказке Л. Толстого «Отец и сыновья”. (Читается учителем.)
Выясняется, что семья состоит из нескольких человек, у каждого свое мнение, свое “Я” Чтобы жить в мире, надо уважать мнение других членов семьи, проявлять о них заботу. Особенно в ней нуждаются самые меньшие в семье.
Учитель предлагает детям послушать рассказ Э. Шима “Брат и младшая сестра” и оценить действия Саньки.
Идут Санька и Варя из лесу, тащат корзинки с грибами маслятами.
— Что ж ты, Саня... говорит бабушка. Маленькая-то больше набрала!
— Еще бы,— отвечает Санька. — Она к земле ближе, вот и набрала.
Во второй раз отправляются в лес Вари и Санька. Малину собирать. И я пошел вместе с ними.
И вдруг вижу, как Санька, незаметно от Вари, подсыпает ягоды ей в кузовок. Варя отвернется, а он возьмет и подсыплет...
Идем обратно. У Вари ягод больше. У Сани меньше.
Встречается бабушка.
— Что ж ты, — говорит, — Саня? Малина-то высоко растет!
— Высоко, — соглашается Санька.
Так тебе дотянуться легче, а Варя больше набрала!
— Еще бы! -— отвечает Санька. — Вари у нас молодец. Варя у нас работница. За ней не угонишься!
Ставятся вопросы: Понравился ли вам поступок Саньки? Почему Санька так поступил? Как можно порадовать своих меньших братиков, сестричек? Как вы думаете, догадалась ли бабушка о том, как поступил Санька? Почему она виду не подала?
Учитель А теперь я вам буду задавать вопросы-шутки. Уважаемые родители, вы тоже можете помочь своим чадам.
Почему цапля поднимает в воде одну ногу?
Потому что если она поднимет обе, то упадет в воду!
Почему, когда целятся, закрывают один глаз?
Потому что если закрыть оба, то ничего не видно
Маша с мамой по дороге из школы нашли 2 рубля. А сколько рублей нашла бы Маша, если бы шла из школы одна?
2 рубля
Сидит на окне как кошка, и хвост как у кошки, а не кошка. Кто это?
Кот
Летела стая гусей. Один гусь впереди и два позади. Один позади и два впереди, один между двумя и три в ряд.
Сколько их было?
Трое
Мотоциклист ехал в поселок и встретил 2 машины и 4 грузовика. Сколько всего машин ехало в поселок?
Один мотоциклист ехал в поселок
Человек попал под дождь, и ему негде и нечем было укрыться. Домой он пришел весь мокрый, но ни один волос на его голове не промок. Почему?
Он был лысым
Сколько месяцев в году имеют 28 дней?
Все
Профессор ложится спать в 8 часов вечера, а будильник заводит на 9 часов утра. Сколько будет спать профессор?
1 час
Морозной зимней ночью усталый лесник возвращается с обхода в свою избушку. В избушке у него есть керосиновая лампа, очаг и печь, но у лесника осталась всего одна спичка. Что он зажжёт сначала?
Спичку
В комнате было 8 утят, 3 кролика, 5 щенят, 3 кошки, 2 курицы и 1 петух.
Тут в комнату зашёл хозяин с собакой.
Сколько в комнате стало ног?
Две, остальные — лапы
Сколько булочек можно съесть на голодный желудок?
Одну, ведь после первой булочки желудок будет уже не пустой
Учитель: В наших семьях, кроме людей, есть и ещё одни члены семьи. Кто это?
Дети. Домашние животные.
Учитель: Тогда я вам предлагаю загадать загадки о животных. Но эти загадки будут тоже необычными: животное вы должны будете показать движениями тела.
Игра «Угадай животное»
Учитель:
— Ребята, давайте с вами определим, что же главное в семье, на чем строятся крепкие семейные отношения? (Главное в семье — дружба, внимание друг к другу и понимание друг друга, а также взаимная помощь). Давайте гордиться своей семьей, ведь другой, такой же, нет на целом свете!
Литература.
-
Анисимова Т.Б., Дьяченко Л.П. Продлёнка: Игры и занятия для школьников.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. с. 32-33.
-
Воспитание. Первый класс: пособие для педагогов/ М.П. Осипова, С.И. Козлович, Е.Д. Король и др.; Под общ. ред М.П. Осиповой.- МН. Интерпрессервис; Экоперспектива,2002. с. 111 -113.
-
Воспитание. Подготовительный класс: Учебно-методическое пособие для учителей и воспитателей/ М.П. Осипова, М.А. Бесова, И.А. Мельничук, З.М. Панасевич и др.; Под ред. М.П. Осиповой.- МН. Интерпрессервис; Экоперспектива,2002. с. 145 -147.
-
Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы.- М.: ВАКО,2004. с.19
-
Дик Н.Ф. Настольная книга учителя начальных классов/ Н.Ф. Дик. – Изд. 2-е перераб. – Ростов н/ Д: Феникс, 2005. с.140 – 149
-
Иванова Е.Ю. 100 игр, сценариев и праздников в детском саду и в начальной школе. – М.: ООО «АКВАРИУМ ЛТД», ФГУИППВ,2004. с. 36
-
Классные часы.1 класс./Сост. Васильева О.В..- Изд.2-е, переработанное.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2007. с.12-15
-
Спутник классного руководителя, январь – июль 1982 г. Пособие для учителей/ Сост. Л.Я. Олиференко; Под ред. Л.Ю. Гордина.- М. Просвещение, 1981. с. 96
-
Спутник классного руководителя, 1982/83 учебный год: Пособие для учителей/ Сост. Л.Я. Олиференко; Под ред. Л.Ю. Гордина.- М. Просвещение, 1982. с. 56
-
Спутник классного руководителя, 1983/84 учебный год: Пособие для учителей/ Сост. Л.Я. Олиференко; Под ред. Л.Ю. Гордина.- М. Просвещение, 1983. с. 54
|