Со стороны классных руководителей:
- пристальное наблюдение за детским коллективом. Особое внимание нужно уделить группировкам, которые формируются или, возможно, уже сформировались в классе, а также наличию детей-изгоев, белых ворон;
- знакомство с профилями учеников в социальных сетях, в том числе с выкладываемыми фото,видео, постами и комментариями к ним. Речь идет не о вторжении в частную жизнь, а о том, чтобы вовремя заметить проявления агрессии и защитить жертв;
- обсуждение собственных выводов с учителями-предметниками, работающими в классе, и с другими педагогами, в том числе социальным педагогом и психологом;
- работа с детьми;
- беседы с родителями учеников.
Со стороны школьного психолога или социального педагога:
- подготовка методических рекомендаций для учителей;
- подготовка информационных стендов на тему травли, профдеформации и психологического здоровья;
- беседы с детьми;
- встречи с родителями учеников.
Со стороны администрации учебного заведения:
- принятие антибуллинговой политики, организация диагностики школьного микроклимата;
- проведение педсовета, посвященного проблеме травли;
- проведение школьных методических объединений;
- организация родительских собраний.
Затем, как правило, социальный педагог, школьный психолог или медиатор составляют отчет по профилактике буллинга в школе по прошествии определенного периода: учебного года, полугодия или даже четверти. Да, временной отрезок может быть любым, однако есть мнение, что по-настоящему заметные результаты можно будет наблюдать лишь спустя два года с начала действия программы.
Мероприятия по профилактике буллинга
Отметим, что профилактика буллинга в школе включает мероприятия самого разного характера. При этом каждое из них должно быть подчинено цели искоренить травлю как явление вообще.
В любом случае, план мероприятий по профилактике буллинга в школе должен включать в себя как минимум:
- совместную с детьми разработку и утверждение правил общения, которые отвечают принятым социальным нормам и делают учебный процесс эффективным;
- классные часы;
- беседы психолога с детьми;
- создание кружков, клубов или студий, где могли бы реализовать себя дети с самыми разными склонностями;
- общешкольные квесты, конкурсы типа «Минуты славы», «КВН» «Фабрики звезд», выставки достижений и т. д.;
- мероприятия, способствующие сплочению детей;
- участие в благотворительных акциях «Старость в радость», патронаж домов престарелых, детских интернатов;
- чтение и обсуждение книг, где поднимается проблема травли;
- просмотр и обсуждение кинолент на аналогичную тему;
- написание сочинений, эссе, изложений с элементами сочинения;
- театрализованные постановки;
- психологические тренинги, ролевые игры.
Каждое из этих мероприятий должно развивать у детей социальную и коммуникативную компетенции, то есть способность уважать мнение других людей и уметь объяснить свою позицию, эффективно сотрудничать в коллективе.
|