Муниципальное
общеобразовательное учреждение
Третьяковская средняя общеобразовательная школа
Опыт работы по реализации ФГОС НОО
Подготовила учитель
начальных классов
Бовина С.А.
2011г.
«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис
Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и
образование, периодически требуя его обновления.
Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя.
Как показала массовая практика, задача формирования новой личности (об
этом говорят в России уже с 90-ых годов) неосуществима традиционными
подходами к образованию школьников.
С
1 сентября 2011 года все учащиеся первых классов Российской Федерации начали
обучаться по новому образовательному стандарту (Федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования - ФГОС НОО). Мои
первоклашки в этом году также обучаются по новому образовательному стандарту. Это значит, что они не только учатся читать, писать и считать, но и учатся
слушать, понимать, объяснять и сотрудничать. Учиться им стало интереснее.
Все
это стало возможным, благодаря современным образовательным целям, заявленным в
стандарте, новым образовательным технологиям.
В
основу нового стандарта положен системно-деятельностный подход в образовании,
который получил научное обоснование и экспериментальную реализацию в школьной
практике в соответствии с отечественной психолого-педагогической научной школой
Л.С. Выготского и других ученых на протяжении последних 50 лет. Ключевое
условие реализации данного подхода в начальном общем образовании – организация
детского самостоятельного и инициативного действия в образовательном процессе,
ориентация на всевозможные совместные формы взаимодействия детей с педагогами в
учебной (урочной и внеурочной) и во внеучебной деятельности.
Как выглядит новый стандарт?
Главное - уход от содержания к требованиям («три Т»)
Первое «Т» - требование к структуре основных
образовательных программ.
Суть состоит в том, что каждая
школа разработала новую образовательную
программу в соответствии с требованиями стандарта.
Второе «Т» - это требование к результатам образования.
Итогом обучения
должна будет стать совокупность результатов:
- личностных
(способность к саморазвитию, желание учиться и др.);
- метапредметных
(универсальные учебные действия);
- предметных (система
основных знаний).
Оценивается не то, что запомнил ребенок, а то,
как он понял изученный материал и может ли его применить в разных ситуациях.
Наряду с традиционными устными и письменными работами у учеников появилась
возможность «накопительной оценки» за выполнение тестов, проектов, различных
творческих работ. Это могут быть рисунки, сочинения, наблюдения, аудио-,
видеоработы, газеты, презентации, создание личного портфолио с коллекцией
достижений ученика. Таким образом, ребенок, выйдя из школы, должен быть готов к
жизненному и профессиональному самоопределению.
Мои ученики учатся создавать проекты на
уроках окружающего мира, математики, технологии. Подбирать материал, оформлять
его нам помогают родители. Пока донести до своих одноклассников полученную
информацию тяжеловато, недостаточно хорошо развита речь учеников, умение рассказывать,
отстоять своё мнение.
Третье «Т» - это требования к условиям реализации
основных образовательных программ.
Раньше никто не вписывал в стандарты
нормы, определяющие техническое оснащение учебного процесса, кадровые и
финансовые ресурсы. В новом стандарте четко описываются требования к
информационному пространству, материально-техническому обеспечению, учебному
оборудованию, кадровым и финансовым условиям. Ответственность за создание
условий несут в большинстве случаев государственные структуры. Проще говоря -
это обязательства государства и муниципалитетов по отношению к системе
образования.
Вот эти обязательства по отношению к
нашему классу выполнены частично. Но то что сделано очень облегчает работу
учителя и учеников.
В моём кабинете появилась интерактивная
доска. Она может работать как маркерная доска и как проектор. Начальная школа у
нас работает по УМК «Школа России». Учебники в этом УМК значительно изменены
они позволяют в полной мере реализовать новый образовательный стандарт.
Учебники снабжены дисками с алгоритмами работы по разным темам, с видео и
аудиоматериалом, играми, занимательными заданиями.
Использование их
позволяет сделать работу на уроке более интересной , разноплановой.
«Волшебная доска», как говорят мои первочки
позволяет рисовать, стирать выполнять на ней задания, сразу нескольким
ученикам. Дети меньше устают.
Это позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом
этапе урока.
Главное направление новых
стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у
школьников умения учиться, т.е. не просто дать школьнику новые знания и умения,
а научить их применять, развивать его и в урочное, и во внеурочное время.
Поэтому меняются и требования к результатам - это не просто оценка учебы, но и
развитие личностных качеств. Сделать это за полгода учёбы
невозможно, над этим мы только начали работать. О том, что получилось пока
говорить рано.
По требованию новых стандартов
полученные знания не должны быть мертвым грузом: вызубрил правило, но ничего не
понял. Ребенок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями,
самостоятельно их находить и наращивать, применять в жизни. Поэтому в
требованиях нового стандарта основное – это формирование и развитие у ребенка
тех или иных навыков.
Навыки могут сформироваться за
определённый промежуток времени, и здесь одной работы учителя недостаточно,
здесь нужна крепкая поддержка родителей. В сельской школе это достаточно
проблематично. В данный момент я работаю в тесном контакте с родителями. Я
получила детей достаточно подготовленных для работы по старым стандартам, но не
для работы по новым. Из 7 учеников 1 класса на начало года: 5 человек не
читали, хорошо читал 1 ученик, 1 ученица читать начала, но не совсем правильно
родители работали над этим, поторопились перейти к чтению целыми словами, когда
ребёнок ещё хорошо не видел слога, она путается и сейчас. За полгода навыком
первичного слогового чтения овладели все. Если сравнивать уровень умений и
навыков на начало года и сейчас, то мы достигли многого. Дети, в основном
осознанно, читают от 11 до 15 слов. Но если исходить из требований новых
стандартов, то для плодотворной работы по всем предметам этого маловато.
По математике на данный момент
уровень наших знаний соответствует
требованиям времени. Это подтвердила и проверочная работа выполненная
учениками 1 класса на хорошо и отлично.
Неплохо обстоят у нас дела и с
письмом. Все ученики класса знают, как пишутся все изученные буквы, могут
списывать письменный и печатный текст, пишут под диктовку. Мы пробовали
записывать под диктовку маленький текст, ребята справились на хорошо и отлично.
Словарный запас сельских детей
небольшой, рассказывать нам тяжело. В новых условиях хорошо развитая речь нам
необходима. Над этим нам работать и работать.
Новые ФГОС предполагают развитие
личности ребенка, развитие его способностей работать в информационном
пространстве. Поэтому каждый предмет один раз в неделю должен проводиться с применением
информационно-коммуникативных технологий. Это означает, что дети должны работать с клавиатурой, учиться писать, создавать
файлы, работать со сменным носителем, знакомится с Интернетом. Для этого
компьютер должен быть у каждого ученика, у нас этого пока нет. Поэтому
проводить эту работу на должном уровне мы пока не можем.
Новые ФГОС также предполагают
формирование развития универсальных учебных действий – это умение учиться,
умение организовывать свою учебную деятельность, работать с информацией и
самостоятельно выполнять задание. Кроме того, должны быть учтены личностные
результаты. К ним, прежде всего, относится формирование ценностей, которые
всегда были приняты в обществе — добро, мир, справедливость, терпение. Над этим
мы начали работать и продолжим работу в течении всех 4 лет обучения в начальной
школе.
Стандарт впервые определил такую
составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших
результатов образования. Не ставится задача сделать всех детей
профессиональными спортсменами, хотя стремление к высоким достижениям должно
поддерживаться. Главное, у детей должны быть сформированы поведенческие
стереотипы здорового образа жизни. Чтобы ребенок нормально рос, развивался, у
него не было сколиоза, плохого зрения. Для этого нужна физическая активность и
на перемене, и на уроке, и во внеурочной деятельности. Ни для кого не секрет,
что высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными,
приобретенными заболеваниями. Стандарт обеспечивает формирование знаний,
установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление
здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание
негативных факторов риска здоровья и т.д. Огромный ряд отдельных мероприятий -
традиционные Дни Здоровья, третий час физкультуры, а также целевая программа
Здоровьесбережения - направлены на формирование культуры здоровья, укрепление,
сохранение здоровья детей. Здоровьесбережению уделяется пристальное внимание
при работе с классом. Постоянно проводятся физкультминутки, минутки для отдыха
глаз. Мы работаем в условиях классов комплектов. Строить работу в соответствии
с новыми стандартами получается только за счет ущемления учителем самого себя.
Я провожу уроки в 1, 5 смены, отдельно занимаясь по 2 урока с 1 и 3 классом.
Иначе просто не хватает времени и на работу по новому. Для полноценной реализации
новых стандартов классы комплекты необходимо разделить на отдельные классы.
Во все времена деятельность школы
была направлена на решение воспитательных задач, однако только в новых
стандартах определены результаты воспитания: чувство патриотизма, учебная
мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за
свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта
лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина.
|