Эпиграф «Знание обычаев родного края – наша сила и величие Родины»
Презентация: Знаменитые земляки- Казьмин П.М. Кокошник
Цель: Обучить учащихся технологии декорирования женского головного убора как элемента русского народного костюма.
Задачи:
- воспитывать интерес и уважение к русской культуре и национальным традициям;
- расширить представление о кокошнике как элементе русского народного костюма;
- обучить технологии украшения головного убора различными отделочными материалами;
- развивать художественный вкус, творческие способности детей;
- формировать навыки самостоятельной и групповой работы.
Показ презентации
Слайд №1
Ведущий1. Здравствуйте дорогие гости и участники семинара. Мы рады приветствовать вас на нашей третьяковской земле.
Народная песня всегда была близка и дорога русскому человеку.
…За что же ей судьба такая?
Чем эта песня хороша?
За то, что в ней, не умолкая,
Поёт народная душа…
Слайды № 2,3,4
Ведущий 2. Так писал Константин Ираклиевич Массалитинов в своей книге « С русской песней по жизни». Воронежская земля богата народными песнями и талантливыми песенниками. Алексей Кольцов и его знаменитый «Хуторок», Мария Мордасова и её задорные воронежские частушки.Одним из выдающихся энтузиастов — собирателей народных песен был Митрофан Ефимович Пятницкий. Он создал хор из народных певцов Воронежской, Смоленской и Рязанской губерний. Позже этот хор стал носить имя Пятницкого. Перед смертью он передал хор своему племяннику, фольклористу Петру Михайловичу Казьмину. Это наш с вами земляк. Пётр Михайлович раннее детство и юные годы провел в Новохоперском уезде Воронежской губернии, в селе Третьяки, которое ныне пребывает в составе Борисоглебского района.
Слайд № 5
Ведущий1. В истории отечественной культуры Петр Казьмин, помимо должности директора и художественного руководителя Государственного хора имени Пятницкого на протяжении 37 лет, вплоть до самой смерти, памятен и как исследователь русского песенного фольклора, как создатель песен, литературно-музыкальных композиций. За творческую деятельность ему в 1952 году присуждена Сталинская премия СССР, а в 1961 году было присвоено звание Народного артиста СССР.
Слайд №6,7
Ведущий 2. Петр Михайлович Казьмин был и сыном своей эпохи, и достойным продолжателем дела патриота русской песни Митрофана Пятницкого. С его приходом расширился состав хора, появился при нем оркестр народных инструментов и плясовая группа. С 1927 года хор становится постоянно гастролирующим. Весь мир рукоплещет русской народной песне.
Звучит песня в исполнении хора Пятницкого «Русская красавица»
Выходят девочки в народных костюмах.
Ведущий 1. Посмотрите на наших девочек, как они хороши. Сегодня на них особый наряд.
Наши маленькие малекеньшицы демонстрируют русские народные костюмы.
Как вы думаете, что из этого вы смогли бы сделать сами.
Дети отвечают кокошник.
Учитель: Группа девочек изучала историю кокошника. Они поделятся с нами полученной информацией. Бочкарева Мария приготовила презентацию.
Показ презентации «Кокошник - символ русского народного костюма»
Учитель: Нужно ли при декорировании придерживаться каких-либо правил?
Ученица1: В изученной нами литературе мы не нашли строгих правил украшения кокошника. Рассматривая картины художников, мы пришли к выводу, что в основном при декорировании кокошников использовали орнамент с растительными узорами. Но также украшали и геометрическими фигурами
Ученица2: Но всё же стоит обратить внимание на то, как выдерживается стиль декорирования. Золотая и серебряная тесьма обязывают мастерицу к изготовлению торжественного, праздничного кокошника. А простая тканевая тесьма применяется при создании узора, не слишком затейливого, для повседневного кокошника. Кокошники всегда были не дешёвым удовольствием для барышень, а потому бережно хранились в семьях, передавались из поколения в поколение и считались богатым наследством. Учитель: Спасибо. Ребята, рассмотрите образцы кокошников и назовите декоративные материалы, которые используют для их украшения мастерицы-кокошницы.
Слайд из презентации «Материалы»
Ответ: Для украшения использовали различный материал: декоративный шнур, тесьму, ленты, банты, тканевые аппликации, искусственные цветы, бисер, жемчуг, бусы, стекло, пайетки, драгоценные камни, фольгу, вышивку, золотые нити, кружево и другие.
Учитель: А теперь рассмотрите образцы кокошников, над которыми будем работать мы с вами. Какие материалы использованы здесь.
(Выставляем образцы изделий)
Учитель: Приступаем к изготовлению кокошника и его декорированию. Ваши работы будут индивидуальными согласно выбранных вами декоративных элементов. Для составления рисунка орнамента используйте увиденные вами фотоматериалы и иллюстрации. Возьмите конверт с шаблонами, которые вы можете использовать в своей работе. Незабывайте о правилах техники безопасности при работе с инструментами, т.к. будете пользоваться ножницами и степлером, а так же о правилах безопасности при работе с клеем. Правила находятся перед вами на ваших столах. (Читаем цепочкой).
Правила безопасности при работе ножницами, степлером, клеем.
Правила обращения с ножницами:
1. Перед работой проверь инструмент.
2. Не держи ножницы концами вверх, не носи их в кармане.
3. Не режь ножницами на ходу, не подходи к товарищам во время работы.
4. Не оставляй ножницы с раскрытыми лезвиями.
5. Передавай ножницы только в закрытом виде, кольцами в сторону товарища.
6. Клади ножницы на стол так, чтобы они не свешивались с края стола.
7. Следи за движением и положением лезвий во время работы.
8. Используй ножницы только по назначению.
Правила безопасной работы со степлером:
- При работе следи за пальцами руки.
Правила безопасной работы с клеем:
- Не допускать попадания клея в глаза.
- Передавать клей-карандаш только в закрытом виде.
- После окончания работы клей закрыть и убрать в безопасное место.
Учитель(инструктирует и комментирует деятельность участников):
Прежде чем приступить к декорированию мы изготовим основу кокошника. Для этой работы у вас на столе лежат листы картона и шаблон кокошника. Сначала выберите картон нужного вам цвета, возьмите шаблон, обведите его и вырежете заготовку. Декоративные элементы выбирайте в соответствии с цветом каротна. Затем при украшении кокошника выполняйте работу последовательно, по инструкции, которая представлена на доске:
1-ый шаг
- Возьмите бумажный шаблон формы вашего кокошника, согните вдоль посередине, наложите на кокошник и обозначьте центр пунктирной линией.
2-ой шаг
- Подберите декоративную тесьму и окантуйте ею верхний контур кокошника.
3-ий шаг
- Подготовьте элементы узора украшения кокошника (обведите и вырежте)
4-ый шаг
- Разместите симметрично элементы узора в соответствии с выбранным рисунком на кокошнике и приклейте их.
5-ый шаг
- Закончите декорирование кокошника, прикрепив к нему ленты.
Учитель: Приступаем к работе.
( Ученики выполняют практическую часть)
Учитель: Я вижу, что вы готовы продемонстрировать своё творчество. У всех получилось просто замечательно. Надеваем свои кокошники.
Демонстрация готовых изделий:
Девочки надевают изготовленные ими кокошники, демонстрируя свои изделия.
Мальчики
1. Важною «павой», «душой-голубицей»
Издавна так называли девицу.
Девичьи руки в труде и заботе
С ранней поры привыкали к работе.
В трудной работе сгибалась спина...
2.Но выходила на праздник она
В дивном наряде крестьянской одежды,
Где весь узор о мечте и надежде…
Всех драгоценней убор головной –
Жемчугом шитый и битью златой…
Так испокон сохранён на Руси
Женский костюм небывалой красы!
Ведущий 1. Сегодня мы неслучайно обратились к народному костюму, у хора Пятницкого народный репертуар и, конечно же, русские народные костюмы. Мы помним и чтим традиции наших предков, помним наших земляков.
Среди них достойное место занимает Пётр Михайлович Казьмин.
Ученики
1.Детство Казьмина, (Карина)
Сторона степная…
И умом и сердцем
Мы с тобой, родная.
2.Собиратель песен (Тёма)
Трудный путь осилил,
И за то известен
Стал он всей России.
3.Старшие уходят- (Аня)
Смена остаётся
Песнею в народе
Слава отзовётся.
4.Поднимайтесь, птицы. (Соня)
Легкокрылой стаей ,
Чтобы с песней виться
Над родимым краем.
Ведущий 2. Этот год в Борисоглебском городском округе объявлен годом Казьмина. Навечно прописан в нашем селе праздник народной песни, музыки и танца. Мы чтим традиции нашего края. Народ у нас творческий, мы любим петь и танцевать. Ребята начальных классов нашей школы занимаются в вокальной студии «Палитра голосов» и в фольклорной студии «Сударушка», ученики 2 и 3 класса танцуют в народном ансамбле в сельском доме культуры. Фольклорная песня – это богатейшее наследие русского народа, это наши корни.
|